сПравочник терминов

А
  • Автомотриса

    - железнодорожный вагон с двигателем внутреннего сгорания. Несколько вагонов, объединенных в один состав называют дизель-поездом. Используются в качестве пассажирского транспорта на пригородных, внутригородских, малодеятельных линиях, а также, как ремонтный, путеизмерительный транспорт. Иногда в качестве дрезин используются переделанные автомобили.

  • Автотормоз

    Тормоз, автоматически вступающий в действие при разрыве поезда.

  • Автосцепка

    – это сцепное устройство, которое соединяет подвижной состав между собой автоматически, за счет нажатия или удара одной единицы подвижного состава о другую.

Б
  • Бесстыковый путь

    – железнодорожный путь, содержащий сварочные стыки на протяжении рельсовой плети. Также называют бархатный путь. Бесстыковй путь изготавливают из 25 – метровых рельсов. Длина плети 150 – 950 метров. Использование такого пути способствует увеличению срока службы подвижного состава. С 1860-х годов такой вид пути стал широко применяться на железных дорогах развитых стран. В России такой вид пути был предложен инженерами М.С. Боченковым и К.Н. Мищенко в 1930 году.

    Сейчас применение бесстыкового пути стало особенно эффективно на линиях по которым курсируют высокоскоростные поезда. Ограничена установка таких рельсов на участках с высоким грузооборотом – более 80 млн. т*км(брутто)/км*ч

  • База вагона

    - расстояние между осями колесных пар, характеризующее продольную длину подвижной единицы.

  • Башмак

    – устройство для торможения, а также закрепления подвижных единиц.

  • Букса

    – стальной корпус, в котором размещают подшипники, вкладыши, смазочные и подбивочные материалы. Обеспечивает соединение колесных пар с рамой тележки или вагона. Различают по типу осей, применяемых подшипников, а также по конструкции и размеру корпуса, по виду смазочных и поливочных материалов.

  • Буфер

    – устройство, используемое для смягчения удара подвижного состава. Буфер поглощает продольные усилия, возникающие в составе. Обычно возникают при маневровой работе, а также в ходе движение поезда. Буфера устанавливают на вагонах, локомотивах, а также на тупиковых призмах. Буферы с советское время были частично заменены автосцепкой.

В
  • Выправка пути

    Одной из основных и трудоёмких работ текущего содержания пути является выправка пути (исправление его в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами). Она выполняется на главных и стационарных путях с помощью выправочно-подбивочно-рихтовочной машины и на стрелочных переводах с помощью машин ВПРС. Работы по выправке пути в продольном профиле и по уровню (в поперечном профиле) производятся при нарушении плавности движения поездов, при неплотном прилегании рельсов к подкладкам, подкладок к шпалам, шпал к балласту, при нарушениях взаимного расположения рельсовых нитей по уровню.

    Выправка может быть:

    неотложной;
    планово-предупредительной.

    Работы по планово-предупредительной выправке пути и стрелочных переводов разделяются на:

    подготовительные;
    основные;
    заключительные.

    В комплекс подготовительных работ входят:

    регулировка зазоров между торцами рельсов;
    уборка засорителей с поверхности балластной призмы;
    подкрепление клеммных, закладных и стыковых болтов;
    добивка костылей;
    замена дефектных рельсов и деталей скреплений, негодных шпал и брусьев;
    зачистка заусенцев на шпалах;
    очистка или замена загрязнённого балласта в местах выплесков.

    К основным работам относятся:

    снятие регулировочных прокладок;
    подъёмка рельсо-шпальной решётки;
    подбивка шпал.

    Заключительные работы это:

    перешивка пути (отжатие стяжным прибором нерихтовочной рельсовой нити для установки ширины колеи, соответствующей нормам);
    оправка балластной призмы;
    уборка заменённых материалов верхнего строения пути.

    При раздельном типе промежуточных рельсовых скреплений, допускающем регулировку положения рельсов по высоте, выправка пути производится с помощью регулировочных прокладок из кордонита (специальной пластмассы) или древесины толщиной 3, 5, 7 и 9 мм. Общая толщина прокладок под рельсом должна быть не более 14 мм. При подготовке пути к зиме все регулировочные прокладки должны быть изъяты и путь выправлен подбивкой шпал и переводных брусьев на стрелочных переводах.

  • Верхнее строение пути

    - часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.

  • Вагоны

    - единица подвижного состава. Колесный экипаж открытого или закрытого типа, оборудованный всем необходимым для перевозки грузов и пассажиров.

    Вагоны грузовые - вагоны ,которые используются для перевозки грузов.

    Вагоны пассажирские - основная часть пассажирского вагонного парка используются для перевозки людей.А также различают вспомогательные вагоны пассажирского парка вагоны: багажные, почтовые, рестораны, служебные и специальные вагоны.

Д
  • День железнодорожника

    – праздник , в котором отмечают достижения железнодорожного транспорта и профессиональные заслуги работников отрасли. В 1940 г. СНК СССР установил ежегодное празднование Дня железнодорожника в первое воскресенье августа.

  • Думпка́р

    Думпка́р — грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других подобных грузов.
    Для обеспечения необходимой прочности пол кузова думпкара сделан многослойным, он состоит из уложенного на раму нижнего стального листа, амортизирующей прослойки и верхнего стального листа (пакета листов). Амортизирующей прослойкой обычно служат деревянные брусья толщиной 60—75 миллиметров. У большегрузных думпкаров для тяжёлых условий работы между верхним настильным листом и деревянными брусьями дополнительно укладывается усиливающий лист высокопрочной стали толщиной 30—45 мм. Нижняя рама думпкара имеет мощную хребтовую балку из двутавровых балок, усиленных листами, и оборудована автосцепками, тормозными приборами и другими устройствами.
    В отличие от других грузовых вагонов, думпкар имеет кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова. Наклон кузова обеспечивается пневматическими цилиндрами, шарнирно подвешенными на кронштейнах нижней рамы вагона. Сжатый воздух подаётся по трубопроводу от компрессора локомотива. Регулировка давления осуществляется дистанционной системой управления. В исходное положение после разгрузки кузов устанавливается под действием собственного веса или принудительно (посадочными пневмоцилиндрами).
    Думпкар выпускаются:

    четырёхосными — для магистральных и промышленных железных дорог (грузоподъёмность 60—65 тонн)
    шестиосными — для магистральных и промышленных железных дорог (грузоподъёмность 105 тонн)
    восьмиосными — для перевозки вскрышных пород на предприятиях угольной промышленности (грузоподъёмность 145 тонн)
    для перевозки тяжёлых скальных пород и руд на горнорудных предприятиях металлургической промышленности (грузоподъёмность более 145 тонн)
    узкоколейный думпкар — для узкоколейных железных дорог (грузоподъёмность 20—22 тонн)

    по способу разгрузки

    думпкар с пневматической разгрузкой
    думпкар с гидравлической разгрузкой

П
  • Пантограф

    – это устройство, которое служит для съема электрического тока с контактной сети.На крыше электровозов, электропоездов, трамваев можно увидеть сложное устройство – пантограф. Пантограф – это токоприемник с механизмом поднятия и опускания контактных башмаков. Нижняя часть пантографа закреплена через изоляторы на крыше подвижного состава. Верхняя часть пантографа состоит из рам, соединенных шарнирно и находится под напряжением. Для поднятия и опускания пантографа используется пневматический привод. На электровозах устанавливают на каждой секции, но не менее двух на электровоз. То есть, если электровоз односекционный, то на него ставят два токосъемника. При движении поднимают задний пантограф. Сделано это из соображений безопасности. Также существует полупантограф. Напоминает половину обычного пантографа. Имеет ряд преимуществ: меньшая масса, компактный размер, по сравнению с пантографом. Однако существуют и недостатки: меньшая прочность, поэтому необходимо часто проверять и обслуживать полупантограф.

  • Платформа

    Платформа (фр. plateforme, от plat — плоский и forme — форма) — грузовой вагон открытого типа, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.

  • Подъездной путь

    – путь предназначенный для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений (заводов, фабрик, шахт, карьеров, лесоторфоразработок, электрических станций, тяговых подстанций и т.п.), связанных с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и принадлежащий железной дороге или предприятию, организации и учреждению.

  • Поезд

    - сформированный сцепленный состав вагонов с одним или несколькими локомотивами или моторными вагонами, а также локомотивы без вагонов, моторные вагоны и др., отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы.

  • Полувагон

    - грузовой вагон, используемый для перевозки каменного угля, руды, лесопиломатериалов, проката металлов и других сыпучих, навалочных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. П. не имеет крыши.

  • Порожний пробег вагонов

    - это перевозка пустых вагонов, без груза. Порожний пробег является одним из показателей работ железной дороги. Происходит движение большого количества порожних составов из-за неравномерности грузопотока, а также вследствие неправильной организации работы вагонов. Существуют причины, не связанные с организацией движения поездов и их составления. Например, цистерны с нефтью не чем наполнить после выгрузки, поэтому приходится перевозить порожнюю. Уменьшение количества пробега порожних вагонов приводит к увеличению доходов.

  • Продольный профиль пути

    - основной документ каждой ж. д. трассы. Содержит данные расположения на местности линии, отметки высот точек перелома профиля над уровнем моря, крутизну и данные уклонов, расположение кривых, их радиусы, длины.

  • Путевые машины

    Путевые машины - главные помощники строителей железнодорожных путей и тех, кто их обслуживает, кто следит за их техническим состоянием, за их исправностью. Среди этих машин есть такие, которые участвуют в прокладке рельсового пути. Они доставляют и дозируют балласт, разравнивают и уплотняют его и делают еще много полезного. Это путеподъемники, дозировщики, балластоуплотнительные и различные выправочные машины, которые в последние годы стали выполнять отделку балластной призмы и рихтовку пути. В тесном контакте с этими машинами работают звеносборочные линии.

    При строительстве, реконструкции и ремонте железнодорожного пути уже уложенную на балласт рельсо-шпальную решетку поднимают, затем балласт подсыпают, подгребают и уплотняют так, чтобы путь лежал надежно. Осуществляют это специальные машины: путеподъемники, электробалластеры, тракторные дозировщики. Для ускорения выправки пути применяют стабилизаторы пути или вибрационные уплотнители на железнодорожном ходу. Раньше эти тяжелейшие работы выполнялись только с помощью ручных домкратов.

    Много забот у путейцев связано с очисткой земляного полотна, рельсов, стрелок, кюветов. И для этого есть специальные машины. Щебнеочистительная машина улучшает упругость щебеночного слоя и его дренирующие свойства.

    Не меньше усилий требует уборка снега на железных дорогах нашей страны с ее снежными зимами. Эта задача может успешно решаться только с применением снегоочистителей, снегоуборочных машин, путевых стругов.

    При ремонте железных дорог большую помощь монтерам пути оказывают рельсошлифовальные и рельсосверлильные станки, рельсосварочные машины, станки для правки рельсов и другие устройства, механизмы и приспособления. К ним, например, можно отнести моторный гайковерт. Эта самоходная машина сама отыскивает рельсовые скрепления, отвертывает гайки, смазывает их и завинчивает одновременно на обеих нитях рельсов. Чтобы обеспечить надежный захват гаек патроном, при движении машины каждое рельсовое скрепление многократно очищается щетками.

    Путевые машины чаще всего используются не в одиночку, а целыми комплектами, когда все этапы технологии машины выполняют, следуя одна за другой, поточным методом. Все участники работ надежно защищены от пыли, грязи, шума, вибраций. Многие операции автоматизированы. Широко привлекаются средства дистанционного контроля за работой машин.

  • Путевые работы

    — комплекс взаимосвязанных операций, обеспечивающих постоянную надёжность пути и безопасность движения поездов с установленными скоростями и весовыми нормами.

    Путевые работы делятся на:

    неотложные работы — замена остродефектного рельса, ликвидация уширения или сужения колеи, исправление пути на пучинах и производится сразу же после обнаружения неисправностей;
    планово-предупредительные работы — выполняются по плану, в котором указываются: место работы, объём, затраты труда, норма выработки, затраты материалов, потребность в машинах, механизмах и инструментах, сроки начала и окончания работ.

    Планово-предупредительные работы производятся, как правило, машинным способом в технологические «окна», выделяемые в графике движения поездов. Потребная продолжительность технологического «окна» определяется расчётом, но не должна быть менее 100 минут.

    К путевым работам, выполняемым как на эксплуатируемых участках пути, так и на строящихся дорогах, относятся:

    выправка пути в профиле;
    регулировка и разгонка зазоров;
    рихтовка пути;
    перешивка пути;
    одиночная смена элементов верхнего строения пути;
    другие работы.

Ж
  • Железнодорожные пути общего пользования

    Железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

К
  • Колесная пара

    Колёсная пара — основной элемент ходовой части транспортного средства.
    Колёсная пара вагонной тележки воспринимает нагрузку от вагона и служит для направления движения вагона по рельсам. Колёсная пара состоит из цельнокатаных колёс, напрессованных на ось. На наружные концы оси через буксы и рессоры опирается рама тележки.

    Цельнокатаное вагонное колесо состоит из ступицы, диска и обода. У обода обращённого внутрь колеи имеется выступ, называемый гребнем или ребо́рдой. Гребень предохраняет колёсную пару от выхода из пределов колеи.

М
  • Мотовоз

    – это локомотив, приводимы в движение двигателем внутреннего сгорания. От двигателя энергия передается на колесные пары при помощи механической передачи с шестернями, подобно автомобилю. Мотовоз – это локомотив с маленькой мощностью, до 450 л.с. Мотовозы используются в маневровой работе на заводах, станциях, также их используют на узкой колее и детских железных дорогах. На мотовозах используются механический и пневматический тормоза.

Р
  • Рихтовка пути

    Рихтовка пути — перемещение по балласту, поперёк пути, одновременно всей рельсо-шпальной решётки. Рихтовка производится при нарушениях направления пути или изменениях плавности кривизны в кривых различных радиусов. Рихтовка со сдвижкой пути до 2 см производится также после тщательного уплотнения балласта под шпалами подбивочными средствами, разгонки (увеличения) зазоров между торцами рельсов, смены шпал. На бесстыковом пути наибольшему расстройству в плане подвержены уравнительные пролёты, концевые участки рельсовых плетей, а также криволинейные участки. Рихтовка бесстыкового пути имеет существенные особенности, которые заключаются в том, что изменение длины рельсовых плетей во время рихтовки происходит лишь за счёт их растяжения или сжатия. При больших повышениях температуры рельсов по сравнению с температурой во время их начального закрепления на шпалах возникает опасность потери устойчивости — выброса пути во время его рихтовки, так как сопротивление боковым смещениям путевой решётки значительно снижается. Рихтовку бесстыкового пути целесообразно делать при температуре рельсовых плетей, равной температуре во время их закрепления или близкой к ней, а также вслед за разрядкой температурных напряжений. При текущем содержании пути с применением машин рихтовка производится в основном сглаживанием отдельных неровностей, а криволинейные или прямые участки пути, ось которых на значительном протяжении не совпадает с проектным положением, рихтуют по точному методу, то есть после измерения стрел прогиба по хордам длиной 20 метров и постановки пути в проектное положение.

    Эти работы ведут в три этапа:

    измерение температуры рельсов;
    рихтовка пути машиной во время «окна»;
    проверка состояния пути в плане и профиле по колее, междупутью и устранение обнаруженных отклонений.

  • Рельсовая колея

    Рельсовая колея, два рельса (рельсовые нити), расположенные на определённом расстоянии один от другого, прикрепленные к опорам (шпалам) железнодорожного пути рельсовыми скреплениями. Для большинства железных дорог мира нормальная ширина рельсовой колеи на прямых участках 1435 мм, в России — 1520 мм (с допусками +6, —4 мм). На прямых участках два рельса должны находиться на одном уровне (±4 мм). На кривых участках пути наружный рельс по отношению к внутреннему имеет возвышение для обеспечения одинаковой нагрузки на обе рельсовые нити, снижения боковых давлений колёс на наружный рельс, уменьшения воздействия на пассажиров чрезмерных непогашенных горизонтальных ускорений. Кроме железных дорог с нормальной (широкой) рельсовой колеей, существуют участки с т. н. узкой колеей — 750 мм (стандартная) и реже 1000 мм (нестандартная). Такую колею обычно имеют подъездные пути промышленных предприятий, шахт, рудников и др.

  • Рельсы

    Рельсы (англ. rails, множественное число от rail — рельс, от лат. regula — прямая палка, брусок, планка), стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.

    Первые металлические рельсы были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные рельсы для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный завод в Петрозаводске). Со 2-й половины 19 в. начали распространяться катаные стальные рельсы (в России изготовлялись на Путиловском и др. заводах). Предприятия современного прокатного производства выпускают рельсы из специальной рельсовой стали, химический состав которой определён государственым стандартом.

    Железнодорожные рельсы — элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В нашей стране приняты 4 типа рельс — Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль рельса сходен с двутавром, размеры регламентированы государственными стандартами. Выбор типа рельса зависит от грузонапряженности пути. С середины 50-х гг. выпускают рельсы длиной 12,5 м; с начала 70-х гг. осуществляется переход на рельсы длиной 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные рельсы. Основные сведения о рельсах фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Железнодорожные рельсы, изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в России; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.

Т
  • Тележка вагонная

    основной элемент ходовой части вагона, представляет собой поворотное устройство, на которое опирается кузов вагона. Основное преимущество вагонной тележки — малая жёсткая колёсная база, что обеспечивает вписывание в кривые малого радиуса.

    Основными узлами вагонной тележки являются:

    Рама или балка — на неё опирается кузов вагона;
    Колёсные пары — служат для удержания тележки на рельсах;
    Буксы — служат для передачи давления от рамы на шейки осей колёсных пар, а также ограничения продольного и поперечного перемещения колёсной пары;
    Рессорное подвешивание — служит для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний передающихся от колёсных пар через буксы на раму;
    Тяговые двигатели и тяговые приводы — применяются на тележках самоходных экипажей (моторный вагон, автомотриса).

Х
  • Хо́ппер

    Хо́ппер (англ. hopper, буквально— прыгун, от англ. hop — прыгать, подпрыгивать) — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта[1]. Кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки (по-английски - «хопперы»), через которые груз высыпается при разгрузке под действием силы тяжести, что способствует быстрой разгрузке.

    Хопперами в английской разговорной речи называются не только люки в вагонах, но и любые другие небольшие люки (в частности, в металлургии), через которые обслуживающему персоналу время от времени приходится перебираться несильным прыжком (to hop).

    Существуют два основных типа хопперов — открытые и закрытые. Отдельной разновидностью являются хоппер-дозаторы

Ш
  • Шпалы

    Шпалы (от голл. spalk — подпорка), опоры для рельсов в виде брусьев, укладываемых на балластный слой верхнего строения пути. Шпалы обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов и передают его на балластный слой. Шпалы изготовляют из железобетона (длиной 270 см), дерева главным образом хвойных пород, пропитанного антисептиками (275, 280 и 300 см), иногда (за рубежом) из металла. На 1 км железнодорожного пути укладывают 1600, 1840 или 2000 шпал.